КИНОЛЕНИНИАНА

Максим Штраух в роли Ленина


Сейчас идут постоянные споры о фигуре Владимира Ильича Ленина и его значении в истории нашей страны, одни говорят, что он тиран, другие боготворят по сей день, бесспорно, что личность Ленина оказала огромное влияние на жизнь нескольких поколений людей и целого государства, не будем спорить плох он был или хорош, в советском искусстве Ленин для нас - самый Человечный Человек. На протяжении 60 лет на экране создавался облик великого мыслителя, основателя Советского государства, поэтому для тех, кому выпала честь работать над созданием образа Ленина, это было великое доверие и наивысшая точка режиссерского и актерского мастерства.
Первая попытка воспроизвести на экране образ В.И.Ленина связана с использованием опыта хроникальных съемок. В 1919 году режиссер В.Р.Гардин и оператор А.Левицкий сняли одну из актерских сцен агитфильма «Девяносто шесть» на Красной площади в момент выступления с грузовика В.И.Ленина. Детская картина «Как Петюнька ездил к Ильичу» (1925) завершалась документальными съемками похорон вождя. Картина Я.Протазанова «Его призыв» (1925) оправдывала свое название лишь в финальной сцене, где аллегорически изображался ленинский призыв в партию. В фильме «Октябрь» (1927), поставленном к 10-й годовщине революции, режиссер С.М.Эйзенштейн сделал первую попытку художественными средствами воссоздать на экране облик Ильича. На броневике в лучах прожекторов появилась фигура вождя, окруженная тысячной толпой. Этот знаменитый кадр был достоверен как документ и выразителен как плакат. Однако на ближних планах сходство с Лениным исполнителя его роли рабочего Василия Никандрова только подчеркивало его полную неспособность воплотить образ. Владимир Маяковский оценил игру Никандрова таким образом: «Разве может быть Ленин — без мысли?!». После этого фильма последовал длительный период, казалось, кинематографисты уже расстались с мыслью вновь изобразить Вождя. В преддверии 20-й годовщины Октябрьской революции, было принято постановление «об организации закрытого конкурса на пьесу и сценарий», в которых драматургам предстояло «показать роль Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции…». К работе привлекли лучших писателей. Алексей Каплер и Николай Погодин были первыми, кто рискнул заявить о себе, между ними и развернулось соперничество за право «оживить» ленинский образ на киноэкране. Первый трудился над сценарием «Восстание» («Ленин в Октябре»), второй — над сценарием «Ноябрь» («Человек с ружьем»). После долгих споров кому первому и на какой киностудии начинать, было принято решение, Михаил Ромм первым на киностудии Мосфильм начинает работу над картиной «Ленин в Октябре». Артисту театра им. Евг.Вахтангова Борису Васильевичу Щукину предстояло оказался первым, кто совершил художественный подвиг. В фильме «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939) он создал незабываемый образ вождя, связанного с революционными массами всем строем своей жизни. Какие бы ситуации не предлагались актеру, в игре Щукина постоянно ощущалось биение революционной мысли его героя. Премьера состоялась 6 ноября 1937 года на торжественном заседании, посвященном 20-й годовщине революции. Появление Ленина на экране зрители встретили искренними аплодисментами.
Осенью 1938 закончилась работа над фильмом «Человек с ружьем». Передать на экране великий демократизм Ильича, ленинское умение прислушиваться к голосу масс - такую задачу поставили перед собой драматург Н.Погодин, режиссер С.Юткевич и актер Максим Штраух. Этот замысел с большой силой был раскрыт в сцене встречи Ленина и солдата Шадрина в коридорах Смольного. Здесь, по выражению режиссера, наступало не просто общение героев друг с другом, но их "общение с революцией". Игра Штрауха нравилась Крупской, которая из всех артистов киноленинианы отдавала предпочтение именно ему. При всей разности актерских индивидуальностей Б.Щукина и М.Штрауха замыслы художников оказались близкими в главном - в глубине проникновения в великий образ. Другие историко-революционные фильмы 30-х и начала 40-х годов включали в себя сцены и фрагменты с участием Ленина. В таких фильмах, как «Выборгская сторона»(1939), «Яков Свердлов»(1940), «Его зовут Сухэ-Батор»(1942), ленинская тема начинала звучать в кульминационные для героев моменты их жизни. Вместе с тем появились картины – «Великое зарево» (1938), а в послевоенные годы – «Незабываемый 1919-й» (1951), где революционная история искажалась в угоду культа личности И.В.Сталина. После XX съезда КПСС на экраны вышел фильм «Рассказы о Ленине» режиссера С.Юткевича, открывший новый этап в решении ленинской темы. Вторая новелла фильма, написанная Е.Габриловичем и получившая название "Последняя осень" замыкала действие вокруг больного Ленина, жившего в Горках. Сведя число внешних событий к минимуму , драматург и режиссер предоставили актеру М.Штрауху возможность воплотить характер Ильича, показать в условиях вынужденного бездействия непрекращающуюся работу мысли вождя.
Юности В.И.Ленина, его жизни в Симбирске был посвящен фильм «Семья Ульяновых» (1957, сценарист И.Попов, режиссер В.Невзоров, актер В.Коровин). Новые грани неисчерпаемого образа были найдены режиссером С.Д.Васильевым и актером Владимиром Честноковым в картине «В дни Октября» (1958). В то же время в ряде фильмов 50-х - начала 60-х годов («Балтийская слава», «Коммунист», «Лично известен», «День первый», «Правда», «В едином строю») образ Ленина не нашел глубокого воплощения. Лучшие традициии раскрытия ленинской темы были продолжены режиссером Л.Кулиджановым и актером Михаилом Кузнецовым в фильме «Синяя тетрадь» (1963). Спор Ленина и Зиновьева о методах и путях революционной борьбы , перенесенный со страниц повести Э.Казакевича на экран, придал фильму высокое интеллектуальное напряжение. Период жизни Ленина в Поронино вновь дал возможность режиссеру С.Юткевичу и актеру М.Штрауху в своем фильме «Ленин в Польше» (1965) исследовать самый ход ленинской мысли, могучую силу его воображения и творческого предвидения.
В стремлении к достоверности, граничащей с документализмом, - в духе творческих исканий кинематографа 60-х годов - режиссер Ю.Карасик, сценарист М.Шатров и актер Юрий Каюров максимально приблизили свой фильм «Шестое июля» (1968), рассказавший о драматическом эпизоде в истории Советского государста - мятеже левых эсеров 6 июля 1918 года, к исторической хронике, открывая новые возможности обогащения и развития искусства Киноленинианы.
В фильмах «Сердце матери» (1965) и «Верность матери» (1966) - оба режиссера М.С.Донского рассказано о М.А.Ульяновой, матери В.И.Ленина (в роли Ленина - Р.Нахапетов), об атмосфере любви и дружбы в семье Ульяновых.
В 1981 году вышел фильм «Ленин в Париже», режиссера С.Юткевича, воскресивший на экране время пребывания Ленина во Франции в 1910-12, когда он создал школу в Лонжюмо, где готовились партийные кадры. Мыслящим глубоко и страстно, умеющим быть в споре гневным или ироничным, беспощадным или доброжелательным, но всегда искренним и безраздельно принципиальным стремились показать Ленина авторы и актер Юрий Каюров.
Образ Ленина в советском кинематографе не был константой. Он постоянно находился в развитии, о чем свидетельствуют не только разнообразные творческие решения сценаристов и режиссеров, но и постоянная смена артистов, несмотря на их очевидные успехи.

По материалам Энциклопедического словаря «Кино» и архива автора